•   +7(914)-171-71-43

      ул. ƒикопольцева 29, корпус 1

¬иды речевых нарушений у детей

¬ современной логопедии выдел€ют две основные классификации речевых нарушений: клинико-педагогическа€ и психолого-педагогическа€. ќни ни в коем образе не исключают одна другую, а только помогают более глубоко пон€ть причину отклонени€ и попытатьс€ ее максимально устранить (если есть возможность) либо уберечь от вторичных отклонений в результате основного дефекта.

  •  линико-педагогическа€ классификаци€ 

ѕерва€ классификаци€ содружественна€ с медициной. —огласно ей выдел€ютс€ нарушени€ речи письменные и устные.

  • Ќарушение устной речи 

ѕри нарушени€х устной речи возможны расстройства речи во врем€ непосредственного произношени€ высказывани€ (фонационное оформлени€) и системные (полиморфные) отклонени€ (структурно-семантическое оформление).

  • Ќарушение при фонационном оформлении

¬ результате нарушений фонационного оформлени€ во врем€ произношени€ высказываний наблюдаетс€ следующие речевые особенности у ребенка:

  • голосообразовани€;
  • звукопроизношени€;
  • темпоритмики;
  • интонировани€.

–ебенок правильно понимает речь, но воспроизвести правильно сам не может в результате дефекта. Ќа фоне этого выдел€ют такие заболевани€: 

  • ƒисфони€ - характеризуетс€ расстройством либо полным отсутствием фонации в результате патологии голосового аппарата (нарушение голоса, его тембра или высоты).
  • Ѕрадилали€ - характеризуетс€ замедленным темпом речи в результате патологии
  • “ахилали€ - характеризуетс€ ускорением темпа речи
  • «аикание - это нарушение темпа и ритма речи в результате судорог мышц речевого аппарата
  • ƒислали€ - это дефект речи при нормальном слухе и сохранном артикул€ционном аппарате
  • –инолали€ - характеризуетс€ нарушением тембра голоса и соответственно звукопроизношени€, что обусловлено особенност€ми артикул€ционного аппарата
  • ƒизартри€ - речевое нарушение в результате недостаточной иннервации артикул€ционного аппарата

 

  • Ќарушение при структурно-семантическом оформлении 

Ќаиболее т€желые отклонени€ - это структурно-семантические. ¬ результате поражени€ коры головного мозга у ребенка наблюдаетс€ полна€ и частична€ утрата возможности не только воспроизводить высказывани€, но и понимать. ƒиагностируют такие заболевани€: алали€ и афази€.

јлали€ - отсутствие речи или ее недоразвитие в результате органического поражени€ коры головного мозга в области речевых зон в период внутриутробного развити€ ребенка или в раннем возрасте

јфази€ - утрата речи полна€ или частична€ в результате локального поражени€ головного мозга (как правило, диагноз став€т после 3 лет).

  • Ќарушени€ письменной речи

Ќарушение письменной речи можно наблюдать при чтении или правописании. —оответственно отмечают два диагноза: дислексию и дисграфию

ƒислекси€ - частичное нарушение процесса чтени€, которое про€вл€етс€ в трудност€х опознавани€ букв, их сли€ние в слоги и слова. Ёто приводит в неправильному прочтению слов.

ƒисграфи€ про€вл€етс€ в нарушени€х письма. ¬о врем€ данного дефекта наблюдаетс€ смешивание букв, их пропуск.