•   +7(914)-171-71-43

      ул. ƒикопольцева 29, корпус 1

–ождение - это начало новой жизни.  акой она будет, во многом зависит от того, как будет развиватьс€ маленький человечек. ѕоэтому родители должны быть особо ответственным за его будущее как до, так и после по€влени€ малыша на свет. ƒл€ этого они об€заны интересоватьс€ специальной литературой, где доступно описаны этапы развити€ детей, особенно в ранний период.

»так, на свет по€вилс€ малыш. ѕервое, что мы делаем, когда его видим, начинаем ему улыбатьс€, что-то ему говорить. ѕроисходит первое общение. ¬замен мы ожидаем ответных реакций. ѕока их нет. Ќо поверьте. они скоро будут по€вл€тьс€ и радовать нас неимоверно. ¬едь дл€ ребенка общение имеет большое значение.

Ќо что делать, если малыш не про€вл€ет такую же коммуникативную активность, как у знакомых мамочек? —разу бить тревогу бить не об€зательно. ¬се дети разные. ѕроанализируйте что ваш ребенок уже умеет, сравните с тем, что он должен уметь в своем возрасте и только после этого обращайтесь к специалистам. Ќе забывайте о том, что малышей нужно развивать с первых дней жизни, они требуют не только кормлени€ и сухих пеленок, но и общени€. ≈го должно быть много. ћожет, в это проблема? ≈сли нет, то идем далее.

„то указывает на речевые нарушени€ у детей?

—пециалисты утверждают, что речевые нарушени€ можно определить чуть ли не с первых дней жизни ребенка. ¬ первую очередь на это указывает монотонный слабый крик малыша. 

 акие же признаки еще свидетельствуют о возможных проблемах с речью?

¬озраст ребенка, мес€цы „то не удаетс€ делать ребенку?
  концу 1 мес€ца  риком не выражает свое неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте
  концу 4 мес€ца Ќе улыбаетс€, когда с ним разговаривают.
  концу 5 Ќе произносит отдельных звуков или слогов, не стремитс€ отыскать взгл€дом те предметы, на которые указывают взрослыне ("√де свет?").
  концу 7 Ќе стремитс€ обратить на себ€ внимание, издава€ определенные звуки
  концу 9 Ќе по€вились слова, которые состо€т из одинаковых слогов ("ма-ма", "па-па", "дай-дай" и т.п.)
  концу 10  ћалыш не владеет восемью слогами или звукосочетани€ми, не машет отрицательно головой, не отвечает движени€ми руки на прощание.
  концу 12  Ќе произносит осмысленно ни одного слова, не прислушиваетс€, когда звучит музыка, не выполн€ет простых требований ("ƒай мишку!" и т. д.).
  концу 15 Ќе употребл€ет осмысленно слова "мама", "папа",
  концу 19  Ќе произносит осмысленных слов, не показывает части тела, которые называют взрослые
  концу 29 Ќе понимает значени€ слов "большой - маленький".

≈сли у ребенка возникают данные проблемы, то у него возможны нарушени€ речевого развити€. ƒл€ того чтобы узнать причину их по€влени€ и установить точный диагноз, необходимо проконсультироватьс€ у таких специалистов:

  • отоларинголога (проверит слух ребенка);
  • невропатолога (определить, есть ли у малыша органическое поражение ÷Ќ—, в т.ч. речевых центров коры головного мозга);
  • детского психолога, дефектолога или психиатра (дл€ определени€ состо€ни€ невербального интеллекта);
  • учител€-логопеда (дл€ окончательного диагностировани€).

ѕричины нарушени€ речи

ћногих интересуют причины нарушени€ речи у детей. ‘акторов немало. ќни могут быть как внешние, так и внутренние, »ногда они сочетаютс€ между собой. ќсновными €вл€ютс€ следующие:

  1. ¬нутриутробные патологии.
  2. Ќаследственность.
  3. –одовые патологии.
  4. «аболевани€ первых лет жизни ребенка.
  5. Ќеблагопри€тные социально-бытовые услови€.

¬нутриутробные патологии

ќчень важен первый триместр беременности, так как у плода развиваетс€ центральна€ нервна€ система, в  том числе и речевые зоны коры головного мозга. Ќаиболее негативными факторами в этот период считают:

  • внутриутробна€ гипокси€;
  • инфекционные заболевани€ матери во врем€ беременности (герпес, краснуха, сифилис, токсоплазмоз, грипп, скарлатина, полиомиелит, ¬»„-инфекци€, корь);
  • травмы матери во врем€ вынашивани€ малыша;
  • несовместимость крови у мамы и будущего ребенка, что приводит к выработке антител в  материнском организме, и, как результат, у плода выдел€ютс€ токсическое вещество, которое повреждает участки мозга, что впоследствии отображаетс€ на его речи и слухе;
  • недоношенность и переношенность плода;
  • курение и употребление алкогол€ и наркотиков матерью;
  • бесконтрольный прием матерью лекарств;
  • попытка прерывани€ беременности;
  • пребывание матери на вредном производстве, особенно в первые мес€цы беременности;
  • стрессы;

Ќаследственность

≈сли кто-то из родителей начал поздно говорить, больша€ веро€тность того, что ребенок будет иметь те же проблемы. “акже к генетическим аномали€м относитс€ нестандартное строение артикул€ционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строени€ неба), заикание и проблемы в развитии речевых зон в коре головного мозга.

–одовые патологии

–оды не всегда благопри€тно проход€т дл€ малыша. Ќаиболее опасными дл€ него €вл€ютс€ асфикси€ (нарушение дыхани€, что приводит к кислородному голоданию головного мозга), родовые травмы (узкий таз у матери, применение щипцов дл€ по€влени€ ребенка).

ќсобого внимани€ в развитии будут требовать также тот ребенок, который родилс€ с массой тела менее 1500 г. и прошедший р€д реанимационных меропри€тий, среди которых вентил€ци€ легких.

¬се перечисленные выше факторы могут стать причиной нарушений речи у ребенка.

«аболевани€ первых лет жизни

ѕервые годы очень значимы в жизни и развитии малыша. ѕоэтому нужно опасатьс€:

  • инфекционных заболеваний, особенно менингита, менингоэнцефалита, воспаление среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь);
  • травм головного мозга;
  • повреждени€ неба.

Ќеблагопри€тные социально-бытовые услови€

Ќарушени€ речи очень часто наблюдаетс€ у тех детей, у которых отсутствует эмоциональное и речевое общение с близкими людьми. Ќеоб€зательно это происходит в семь€х, где родители пьют или ведут аморальный образ жизни. ¬ благополучной, на первый взгл€д семье дети могут тоже быть обделены вниманием со стороны родителей. Ќедостаточное количество общени€, особенно с мамой, может стать основным фактором нарушени€ речи у ребенка.

Ёмоциональную св€зь с матерью ребенку заменить чем-то другим очень т€жело. Ѕудьте, родители, внимательны! Ќикака€ игрушка им не заменит вас!

»так, можно подвести итог, что необходимо дл€ профилактики нарушений речи у детей. —амое главное, нужно знать, что речь - это сложный психический процесс. –ебенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикул€ционный аппарат достигают определенного уровн€ развити€. Ёто зависит очень часто от окружающей среды. ≈сли ребенок не будет получать €рких впечатлений, ему не будут созданы услови€ дл€ передвижени€ и общени€, то в скором времени у него будут про€в€тс€ задержки как в физическом, так и психическом развитии.

ѕомните, что малыш очень нуждаетс€ в заботе и любви. ≈сли его лишить полноценного общени€ с взрослыми или ограничить только однообразными бытовыми ситуаци€ми, вполне веро€тно, что у ребенка в скором времени будут наблюдатьс€ речевые нарушени€.